Ошибки, связанные с неправильным употреблением падежной формы имени существительного с предлого1.
1. После предлогов БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ПОДОБНО, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ имена существительные употребляются только в форме ДАТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА.
Пример предложения с грамматической ошибкой, связанной с нарушением синтаксической нормы |
Комментарий, поясняющий, чем вызвана эта грамматическая ошибка |
Правильный вариант построения предложения после устранения этой грамматической ошибки |
Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремлённости и глубоких знаний человека. |
После предлогов БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ имена существительные должны отвечать на вопрос (ЧЕМУ?) и употребляться только в дательном падеже;
В данных предложениях после предлогов БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употреблена форма родительного падежа (ЧЕГО?) |
Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремлённости и глубоким знаниЯМ человека. |
Согласно сложившихся на флоте традиций, переход через экватор считался знаменательным событием. |
Согласно сложившимся на флоте традициЯМ, переход через экватор считался знаменательным событием. |
Работу на проливе решено было вести, вопреки установившихся правил, не летом, а зимой. |
Работу на проливе решено было вести, вопреки установившимся правилАМ, не летом, а зимой. |
Чтобы просмотреть примеры, надо нажать на + справа
Запомните:
1. Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ПОДОБНО, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ употребляются с дательным падежом:
одержать победу благодаря (ЧЕМУ?) твоему совету;
действовать согласно (ЧЕМУ?) указаниям друга;
прийти вопреки (ЧЕМУ?) моему желанию;
мечтать подобно (КОМУ?) сказочному герою;
поступить наперекор (ЧЕМУ?) совету родителей;
броситься наперерез (КОМУ?) понёсшемуся вскачь коню.
2. Предлог БЛАГОДАРЯ лексически связан с глаголом БЛАГОДАРИТЬ и употребляется только тогда, когда речь идёт о причинах, вызвавших положительный результат. Поэтому неудачными следует считать обороты с этим предлогом в сочетании с чем-то отрицательным: «Благодаря крушению поезда пострадали люди». В данном случае уместно использование непроизводного предлога ИЗ=ЗА.
2. После предлога ПО в значении «после чего-либо» имя существительное употребляется в форме предложного падежа.
Пример предложения с грамматической ошибкой, связанной с нарушением синтаксической нормы |
Комментарий, поясняющий, чем вызвана эта грамматическая ошибка |
Правильный вариант построения предложения после устранения этой грамматической ошибки |
По прибытию в Москву он почувствовал себя плохо. |
В этих предложениях предлог ПО имеет значение «после чего-либо», поэтому слово, стоящее после него, необходимо было употребить в форме предложного, а не дательного падежа. |
По прибытиИ в Москву он почувствовал себя плохо. |
По окончанию курсов английского языка я получил сертификат. |
По окончаниИ курсов английского языка я получил сертификат. |
По завершению строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок. |
По завершениИ строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок. |
По истечению срока действия загранпаспорта его требуется продлить. |
По истечениИ срока действия загранпаспорта его требуется продлить. |
По приезду в Венецию я сразу посетил нескольких своих давних знакомых. |
По приездЕ в Венецию я сразу посетил нескольких своих давних знакомых. |
По прилёту в Москву следует посетить Красную площадь. |
По прилётЕ в Москву следует посетить Красную площадь. |
Чтобы просмотреть примеры, надо нажать на + справа
Запомните: по прибытиИ, по окончаниИ, по заверщениИ, по истечениИ, по приездЕ, по прилётЕ.
3. Довольно часто в тестах ЕГЭ в этом задании встречаются предложения, в которых грамматические ошибки допущены в падежной форме имени существительного или местоимения, стоящего после глагола.
Глагол |
Вопрос, задаваемый от этого глагола к имени существительному |
Правильная падежная форма имени существительного после этого глагола |
Оплатить |
что?
нельзя: за что? |
Оплатить телефон, оплатить проезд;
(нельзя сказать: оплатить за телефон, оплатить за проезд) |
Указывать |
на что?
нельзя: о чём? |
Указывать на эти недостатки (нельзя сказать: указывать об этих недостатках) |
Признаться |
в чём?
нельзя: о чём? |
Признаться во всём (нельзя сказать: обо всём признаться) |
Уделять внимание |
чему?
нельзя: на что? |
Уделять внимание изучению (нельзя сказать: уделять внимание на изучение) |
Отчитаться |
в чём?
нельзя: о чём? |
Отчитаться в проделанной работе (нельзя сказать: отчитаться о проделанной работе) |
Грустить, скучать
|
по ком?
нельзя: по кому? |
Грустить по вас, скучать по нас (нельзя сказать: грустить по вам, скучать по нам) |
Поражаться |
чему?
нельзя: чем? |
Поражаться твоему терпению (нельзя сказать: поражаться твоим терпением) |
Упрекать |
в чём?
нельзя: чем? |
Упрекать в неоправданном бессердечии (нельзя сказать: упрекать неоправданным бессердечием) |
Удивляться |
чему?
нельзя: чем? |
Удивляться рассказам (нельзя сказать: удивляться рассказами) |
Установить |
что?
нельзя: о чём? |
Установить причины аварии (нельзя сказать: установить о причинах аварии) |
Чтобы просмотреть примеры, надо нажать на + справа
Следует запомнить управление при следующих именах существительных:
Заведующий (чем?) кафедрой, лабораторией
Управляющий (чем?) банком, фирмой
Отзыв (о чём?) о книге, о публикации
Рецензия (на что?) на книгу, на публикацию
Тренируемся!
И ещё один тренировочный тест: